Из ряда вон или самые экстравагантные московские дома
Москва далека от спокойной и размеренной жизни, она всегда притягивала к себе неординарно мыслящих людей своего времени, и так было всегда. Полёт фантазии, победа над комплексами, смелые мечты, дань моде, политика – миллион причин, повлиявших на архитектурный облик Москвы.
22 самых экстраординарных, феноменальных и немного сумасшедших зданий, на которых стоит увидеть любознательным москвичам и туристам.
Пречистенка, 32; Дом ОхотниковаОкно в прошлое на и без того исторической Пречистенке. Построен заново вскоре после пожара 1812 года. В 1868—1917 годах здесь размещалась частная мужская гимназия Поливанова. Сейчас здесь музыкальная школа. Если зайти во двор исторического особняка, попадаешь в чёрную дыру времени: здесь располагается полукруглый двухэтажный корпус бывших конюшен с деревянным вторым этажом ииндивидуальными входами в каждую квартиру. Здесь частенько снимают кино и пишут картины.
|
|
Соймоновский проезд,1; Дом ПерцовойНевероятный и заповедный дом московского модерна, построенный в 1905-1907 годах по эскизам художника Сергея Милютина, того самого, который является автором дизайна русской матрёшки. Фасад этого здания несимметричен, на нём расположились фигурки замысловатых зверей. В 1908 году сюда селится театр-кабаре «Летучая мышь» - совершенно новый развлекательный формат, родоначальник современных stand-up comedy.
|
|
Дом под рюмкой; ул. Остоженка, 3/14Это одна из любимых московских легенд: купец Филатов, измотавший себя и свой бюджет беспробудным пьянством, наконец нашёл в себе силы завязать, о чём сообщил всему городу перевёрнутой рюмкой на крыше собственного доходного дома – именно этот предмет напоминает завершение угловой части великолепного дома 1909 года постройки.
|
|
Дом Мельникова; Кривоарбатский пер.,10Собственный дом архитектора Константина Мельникова, построен в 1927-29 годах, в период абсолютного торжества конструктивизма над традиционной природой вещей. Дом похож на аварийную посадку космического корабля в центре Москвы. Известен архитекторам всего мира как гениальный эксперимент дома. Два проникающих друг в друга цилиндра – это и есть дом, в котором всего одна квартира, странные «пчелиные» соты по всей поверхности стен – это и есть окна. Невероятные постройки Мельникова всегда растут из принципиально новой концепции жизни – так и в собственном доме архитектор спланировал комнаты по функциональному принципу: здесь общая для всей семьи гардеробная, общая для всей семьи спальня – Мельникову хватило идей и для собственной Науки сна Нового советского человека. Если войти в арку дома, стоящего слева, то можно зайти в тыл дома Мельникова и разглядеть его подробнее.
|
|
Особняк Арсения Морозова; ул. Воздвиженка, 16Этот дом в мавританском стиле – единственный в Москве. Арсений Морозов – член богатейшей семьи Морозовых и двоюродный племянник самого знаменитого из семьи Саввы Морозова – был одним из самых далёких от бизнеса членов династии. Из поездки по Испании и Португалии он привёз не деловые контакты, а мечты и фантазии, которые решил переложить на архитектуру собственного дома, поначалу показавшегося москвичам просто нелепой клоунской затеей. По легенде мать Арсения – жёсткая и деловая Варвара Морозова – сказала сыну про свежий особнячок: «Раньше одна я знала, что ты дурак, теперь вся Москва будет знать!»
|
|
Моссельпром; Калашный пер., 2/10Этот дом-агитка – первый советский небоскрёб, сюда в 1925 году въехал знаменитый Моссельпром – главный пищевой трест молодого СССР. Слоган «Нигде, кроме как в Моссельпроме» придумал Маяковский, и этот слоган вместе с рекламой продукции треста перенесли на фасад дома лично Александр Родченко и Варвара Степанова. Главная рекламная поверхность дома – правая, на ней помимо трогательных картинок есть слово устаревшей орфографии – «Конфекты».
|
|
Англиканская церковь святого Андрея; Вознесенский пер., 8Английская викторианская готика отлично себя чувствует в московском переулке и умело маскируется под средневековый музей. На самом деле эта церковь для британской общины в Москве построена специально приглашённым из Англии архитектором только в 1884 году и названа в честь святого Андрея – покровителя Шотландии.
|
|
Особняк Рябушинского; ул. Малая Никитская, 6Дом, построенный Фёдором Шехтелем для русского миллионера Степана Рябушинского – определённо самый красивый дом в стиле модерн во всей Москве. Он разный с каждой из сторон, и каждое отличное от других окошко можно рассматривать по полчаса. И, как в любой шкатулке, внутри в нём ещё больше сокровищ, чем снаружи: интерьеры тоже делал Шехтель, и знаменитая мраморная лестница в виде волны – это тоже здесь. Сейчас в доме находится музей Максима Горького, и внутрь попасть проще простого.
|
|
Дом архитекторов; Ростовская наб.,5Полукруглый советский довоенный дом, выстроенный Щусевым – неожиданный гимн советской толерантности, его необычная форма возникла от идеи сберечь церковь XVII века, стоявшую на берегу реки, аккурат в центре воображаемого круга, в который сейчас вписано здание. Это невероятный московский феномен на фоне масштабного сноса храмов в 1930-х годах. К моменту окончательной достройки дома после войны храм, впрочем, был уже снесён. А дворовый фасад здания – не что иное, как место действия фильма «Три тополя на Плющихе» - именно здесь Олег Ефремов сигналил под окнами героини Татьяны Дорониной.
|
|
Дом Булгакова; ул. Большая Садовая, 1Это самый обычный жилой дом начинается не с подъезда и не с двора, а ещё с улицы, сворачивая в подворотню знаменитого адреса на Большой Садовой, прохожий попадает в кроличью нору, придуманную Михаилом Афанасьевичем Булгаковым и изо всех сил поддерживаемую много десятков лет его фанатами. В этом доме целых два музея Булгакова: официальный в легендарной «нехорошей квартире» № 50 с расписанным от пола до потолка подъездом и неофициальный: «Дом Булгакова» в соседнем подъезде, тоже славящийся чертовщиной, бытовыми неприятностями и настоящим чёрным котом Бегемотом. Двор дома часто переворачивается вверх дном и превращается в площадку для Булгаковских праздников.
|
|
Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии; ул. Малая Грузинская, 27/13Как известно, во времена средневековой готики московская архитектура была совсем не такой, как в европейских столицах. И тем не менее, у нас есть костёл, который просится на улицы Праги и Кёльна. Огромный настоящий католический костёл с готическими башнями и длинными стрельчатыми окнами построен совсем не в Средние века, а в 1911 году в период бума исторической эклектики в архитектуре и одновременно в момент выхода царского указа « Об Укреплении основ веротерпимости», снявшего давившие на московских иноверцев ограничения. Католическая община так просила московского губернатора разрешить строительство своего собора, что в итоге получила крупнейший в России католический костёл, построенный по всем правилам классической европейской средневековой архитектуры и немножко, по слухам, срисованный с Вестминстерского аббатства.
|
|
Елисеевский гастроном; ул. Тверская, 14Совершенно точно – это самый роскошный интерьер в Москве из открытых широкой публике. Заходя в знаменитый Елисеевский гастроном, поднимайте голову вверх и не применяйте магазин по назначению, пока не рассмотрите все детали. Этот невероятно сложный интерьердом получил к 1901 году, когда здание купил миллионер Григорий Елисеев – выходец, как и многие великие русские предприниматели, из семьи крепостных крестьян. Торговля открылась под названием «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин» и впервые принесла Москве деликатесную иностранную еду в таких грандиозных масштабах. Магазин пережил и советские времена под именем «Гастроном №1», став сценой для самых громких историй о хищениях и виртуозных махинациях в торговле.
|
|
Саввинское подворье; ул. Тверская, 6, стр. 6Сейчас этот чудесный дом, похожий на сказочный русский теремок спрятан во дворе сталинского дома, а до 1939 года он стоял на красной линии Тверской, бывшей на тот момент к тому же почти на 60 метров уже. И как он оказался во дворе… При расширении Тверской советское правительство решило заодно переплюнуть американскую технику и затеяло передвижку целых домов. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря передвинули по рельсам за одну ночь, не только не выселяя, но, даже не выводя жильцов из дома. Не поленитесь обойти дом справа и зайти во внутренний двор – он выглядит ещё загадочнее, чем главный фасад.
|
|
Здание ФСБ; ул. Большая Лубянка, 2Это грандиозное здание, обросшее тёмными легендами и мрачными слухами – ещё и история самых хитроумных перестроек советского периода. С самого начала на Лубянскую площадь выходило два небольших, но очень красивых доходных домика, принадлежащих страховому обществу «Россия» и разделённых улицей Малая Лубянка. Один из них украшали роскошные часы. В 1919 году в здание въехало НКВД, и дом сначала обзавёлся пристройкой сзади и вырос на два этажа, затем подумал и «съел» начало Малой Лубянки, объединив оба доходных дома, а затем получил и огромную пристройку слева. Таким образом, от исторического дома здание ФСБ получило только мотив с часами на фасаде. Но и нынешние часы дому не родные, а взяты с ещё одного уникального здания в Москве – с лютеранской кирхи в Старосадском переулке.
|
|
Дом со зверями на чистых прудах; Чистопрудный бульвар, 14Этот дом самый загадочный и одновременно самый весёлый на Чистопрудном бульваре, хотя сам по себе он насквозь церковный. Фантастические звери на фасаде – фантазия на тему богатейших барельефов Дмитриевского собора во Владимире. Декор фасада придумал в 1909 году Сергей Вашков, гораздо более известный как дизайнер интерьеров и предметов, чем как архитектор. Вашков был художественным руководителем известнейшей в России фабрики Оловянишникова, производившей церковную утварь, и именно он полностью вывернул традиционное представление о церковном декоре и сделал эту отрасль современной, модной, актуальной и уникальной. Дом был построен как доходный дом Церкви Троицы «что на грязях», находящейся до сих пор на Покровке, 13.
|
|
Дом страхового общества «Россия»; Сретенский бульвар, 6Построенный в 1899-1902 годах дом размером с целый квартал вполне может работать окном в Париж на московских бульварах, настолько он похож на «счастливую» европейскую архитектуру. На его стенах можно играть в квест: сначала ищем ящерицу с красными глазами, потом ищем летучих мышей, а потом средневековых героев. Ещё можем поискать 13-ю квартиру, но её тут точно нет, вместо неё квартира 12а, чтобы не дразнить нечистую силу. Хотя в остальном для начала XX века этот дом был самым продвинутым в Москве: с собственной электростанцией, вентиляцией, увлажнением воздуха, котельной, и прочими системами «умного дома», сделавшими его самой престижной московской недвижимостью. Обязательно обойдите дом со всех сторон, он с каждого переулка разный. И зайдите во двор, чтобы разглядеть все детали, а на башню с часами, выходящую на Тургеневскую площадь поглазейте с бульвара, ни за что не догадаетесь, что она на самом деле… деревянная.
|
|
Чайный дом Перлова; ул. Мясницкая, 19В этом китайском доме с чисто русской биографией уже более 120 лет торгуют чаем. Перловы – «чайные короли России» - приучили москвичей гонять чай, первыми придумав продавать чай на развес маленькими порциями и сделав ещё в конце XVIII века этот напиток доступным для простых горожан. Дом на Мясницкой первоначально был обычным классическим особняком, но простоял в строгом декоре всего 3 года. В 1896 году Москва ждала в гости крупного китайского чиновника, и Сергей Перлов решил капитально декорировать свой дом и офис в китайском стиле, приманивая высокого гостя к себе. Сергея обскакал его собственный брат, руководивший конкурирующей чайной фирмой. Китаец подписал контракт на поставки с коварным братом, но вся Москва, поражённая невероятным декором нового магазина, выстроилась в очередь за чаем именно к Сергею Перлову на Мясницкую.
|
|
Театр Et Cetera; Фролов пер., 2Это здание театра Et Cetera под руководством Александра Калягина считается самым уродливым в Москве и потому заслуживает внимания, особенно если смотреть на него с переулка. Строительство сопровождалось несколькими скандалами и обидами актёров проекта этой электичной постройки, в результате которых стало не вполне ясно, кого винить за результат: заказчика или архитектора. Но мнение москвичей и критиков единодушно: это самый страшный дом в Москве.
|
|
Меньшикова башня: Архангельский пер., 15Это единственная московская церковь, которую все называют светским именем, хотя у неё есть и официальное церковное название – Церковь Архангела Гавриила. Церковь-колокольню ближайший друг Петра I Александр Меньшиков построил здесь в 1707 году рядом с собственным дворцом, снабдив высоченным шпилем по типу западноевропейских или петербургских зданий. Вместе со шпилем церковь набрала 81 метр в высоту и переросла самое высокое тогда здание Москвы – кремлёвскую колокольню «Иван Великий». В 1723 году в башню ударила молния, обрушив всю верхнюю часть здания вместе со шпилем, что москвичи быстро сочли божьим наказанием за высотное строительство выше священных кремлёвских ориентиров. Восстановили церковь уже без дерзкого шпиля. |
|
Дом-яйцо; ул. Машкова, 1У этого дома нет никакой особенной истории, кроме той, что он построен в форме куриного яйца. И этого ему вполне хватило, чтобы с 2000 года носить имя главной диковины тихой и приятной улицы Машкова.
|
|
Храм опостолов Петра и Павла; ул. Новая Басманная, 11Этот православный храмзнаменит легендой о том, что построен по чертежу, сделанному лично Петром I и на пожертвованные им же 2000 рублей. Очень нетипичный дом для Москвы. Голландский стиль храма изо всех сил намекает: «Здесь был ПётрI !» Считается, что Пётр лично набросал чертежи восьми храмов, семь из которых достались Петербургу и только один – Москве.
|
|
ДК им. Русакова; ул. Стромынка, 6ДК Русакова (при открытии в 1929 году он назывался «Клуб Русакова Союза Коммунальников») построен гением советского авангарда Константином Мельниковым – самым смелым экспериментатором молодой советской архитектуры. В плане клуб напоминает дикую шестерёнку, внутри странных выступающих наружу брусков этого «клуба-конструктора» на самом деле расположены балконы огромного зрительного зала этого клуба.
|